Республика Башкортостан, Россия
УДК 378.147 Методы обучения. Формы преподавания
В статье рассматривается метод мозгового штурма как эффективная форма интерактивного обучения будущих юристов. Автор делится своим опытом применения brainstorming в процессе обучения студентов судебному красноречию и профессиональным юридическим коммуникациям. Подчеркивается, что метод мозгового штурма способствует развитию профессионально важных коммуникативных навыков студентов. Делается вывод о необходимости активного внедрения данного метода в процесс обучения в юридическом вузе, а также целесообразности применения этого метода в сочетании с другими формами интерактива и традиционных методов обучения. Цель статьи – привлечь внимание исследователей к проблемам внедрения в образовательный процесс наиболее эффективных интерактивных форм обучения, разработки методики применения мозгового штурма на основе изучения соответствующего опыта преподавателей юридических вузов.
метод мозгового штурма, brainstorming, интерактивные формы обучения, судебное красноречие, профессиональные коммуникации юриста, интервьюирование
1. Жадан В. Н. Опыт применения интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 200–209.
2. Косянова О. М. Методы интерактивной коммуникативной подготовки студентов правовых специальностей // Вестник РУДН. Серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2007. № 4. С. 36–44.
3. Джумабекова Б. Н., Атанаева З. Е. Применение интерактивных методов обучения в преподавании юридических дисциплин // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2011. Т. 11. № 10. С. 163–168.
4. Бурляева Л. А. Современные подходы к интерактивному обучению студентов ВУЗов по юридическим дисциплинам // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2013. № 1. С. 113–116.
5. Шкарлупина Г. Д. Интерактивные и инновационные методы преподавания правовых дисциплин в ВУЗе // Методический поиск: проблемы и решения. 2014. № 1 (16). С. 19–24.
6. Хохлова Е. М. Преподавание дисциплин «право» и «правоведение» с применением традиционных и инновационных методов обучения // Социально-политические науки. 2017. № 1. С. 88–90.
7. Андронова Т. А., Тарасенко О. А. Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров // Юридическое образование и наука. 2013 № 2. С. 33–37.
8. Гунибский М. Ш. Инновационные и интерактивные методы в процессе правового воспитания // Юридический мир. 2014. № 4. С. 40–44.
9. Быстрова Н. В., Зиновьева С. А., Воронина И. Р. Использование метода «мозговой штурм» в преподавании правовых дисциплин // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 54–56.
10. Кузнецов Д. А. Применение метода мозгового штурма при преподавании гражданского процесса // Педагогика, образование и воспитание: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение, 2023. С. 131–133.
11. Стурикова М. В. Использование интерактивных методов обучения в развитии коммуникативной компетенции учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 2. С. 38–41.
12. Зорина О. С. Формирование коммуникативных компетенций у будущих инженеров на основе интерактивных методов обучения // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 196–199.
13. Суд над Сократом. Сборник исторических свидетельств / cост. А. В. Кургатников. СПб.: Алетейя, 2000. 272 с.
14. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. 1876. Февраль. Глава вторая. I. По поводу дела Кронеберга // Собрание сочинений: в 15 томах. Т. 13. СПб.: Наука, 1994. С. 56–59.
15. Немкевич И. В. Дело Кронеберга: «ступенька лестницы» к правам ребенка // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2016. № 2 (95). С. 94–98.