Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина
Белгород, Белгородская область, Россия
ВАК 5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования
УДК 378.1 Организация высшего образования. Организация работы высшего учебного заведения
Повышение уровня доверия граждан к полиции, современные требования к росту эффективности и оптимизации деятельности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, связанные с качественными изменениями преступности, применение инновационных технологий в функционировании правоохранительной сферы, цифровая трансформация общества, цифровизация образования, изменение законодательства и иные злободневные факторы вызывают необходимость реформирования отечественной системы профессионального образования сотрудников полиции, научного обеспечения методической и профессионально-нравственной подготовки для формирования базовых теоретических знаний, профессиональных и общекультурных компетенций, необходимых для ассимиляции молодых кадров в профессиональной среде и успешного включения в практическую службу. Зарубежные системы профессиональной подготовки полицейских кадров также пребывают в стадии модернизации. Поскольку задачи и функции полиции в нашей стране и за рубежом имеют не только различия, но и существенные сходства в плане целей, методов и форм функционирования систем подготовки и повышения квалификации кадров, целесообразно использовать позитивный научный и практический опыт концепций полицейского образования зарубежных стран. В статье обосновываются методологические основы сравнительно-педагогического изучения и использования международного опыта образовательной деятельности полиции. Предлагается вывод о том, что к изучению и реализации плодотворного международного опыта следует подходить осмысленно, рационально, внедрять результативные инновационные педагогические технологии, эффективные концепции и инновационные подходы к обучению.
зарубежный опыт, профессиональное полицейское образование, профессиональная подготовка, сравнительная педагогика, педагогический опыт
1. Долгоржав Д., Петрова Е. А. Обучение профессиональному английскому языку в контексте глобального образования // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2024. № 1 (103). С. 157–168.
2. Ковтуненко Л. В., Гузеев М. С. Инновационные императивы в отечественном образовании // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2023. № 4 (102). С. 177–183.
3. Литвинов В. А. О современных тенденциях реформирования образования в России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2024. № 1 (103). С. 186–192.
4. Синянский В. А., Каленик Р. С., Афиногенов Т. П. Профессиональная подготовка полицейского в зарубежных странах, передовой опыт, современные технологии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 152–154. DOIhttps://doi.org/10.26140/anip-2020-0901-0035.
5. Бородавко Л. Т., Чимаров С. Ю. Анализ современных научных положений о концептуальных основах цифровой педагогики // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2022. № 3 (97). С. 148–155.
6. Исаев А. А. Воспитание как необходимый элемент образовательного процесса высшей школы // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2022. № 4 (99). С. 204–209.
7. Ткач Л. Т. Реализация компаративистского подхода в проектировании поликультурного содержания непрерывного педагогического образования // Пермский педагогический журнал. 2015. № 7. С. 10–15.
8. Садовничий В. А. Университеты. Настоящее. Будущее. // Университеты и общество: материалы Первой международной конференции университетов стран СНГ и Балтии. М.: МГУ. 2001. С. 2–8.
9. Вульфсон Б. Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. М.: Издательство «Институт практи-ческой психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С. 34–40.
10. Sterbling A. Qualifikationsprofil des Polizeiberufs und modularisiertes Polizeistudium / Modernisierung der Polizeiausbildung – allgemeine und hochschuldidaktische Fragen – Ralph Berthel & Anton Sterbling (Hrsg.). Rothenburg/OL.: Hochschule der Sächsischen Polizei (FH), 2007. (Rothenburger Beiträge; 35). S. 47–69.
11. Колонтаевская И. Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран: Анализ, оценка, использование опыта: дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2002. 461 с.
12. Лупырь В. Г. Особенности профессиональной подготовки кадров полиции зарубежных государств // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2018. № 1 (34). С. 63–65.
13. Кобозев А. А., Монгуш А. С. Профессиональная подготовка руководящих кадров полиции в странах Европы: особенности и тенденции развития // Право и образование. 2010. № 1. С. 4–27.
14. Колонтаевская И. Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран: монография. М.: Академия управления МВД России, Издательство «Щит – М», 2002. 277 с.
15. Столяренко А. М. Мировой педагогический опыт и профессиональное образование в МВД РФ на рубеже XXI в. М., 1997. 115 с.
16. Муслова Л. А. Лингводидактические методы и средства воспитания традиционных ценностей в процессе иноязычной профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2023. № 2 (100). С. 183–189.
17. Гейжан Н. Ф., Балахонский В. В., Миронкина О. Н. Профессиональный отбор и обучение сотрудников полиции в зарубежных странах // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 5-1. С. 501–510. DOI:https://doi.org/10.34670/AR.2021.48.42.043.