УДК 811 Языки естественные и искусственные
Данная статья продолжает ряд исследований автора в рамках изучения базовых профессиональных концептов, относящихся к правоприменительной деятельности. Реконструируется фрагмент профессионального языкового сознания учебного билингва, связанный с концептом «подозреваемый/suspect», с опорой на ассоциативные характеристики его вербальных репрезентаций и результаты анализа лексикографического описания. При проведении ассоциативного эксперимента в парах «стимул – реакция» вербализуются смыслы, актуальные для респондента в данный момент и сформированные его прошлым опытом, в том числе его профессиональной деятельностью. Выявление признаков концепта, относящегося к сфере правоприменения, в языковом сознании будущего сотрудника правоохранительных органов представляет особый интерес в ситуации учебного билингвизма. Для установления общих и отличительных признаков концепта сопоставлялись результаты ассоциативных экспериментов, проведенных с обучающимися первого и второго курсов; для наблюдения за динамикой изменений в языковом сознании учебного билингва были gроанализированы результаты, полученные в ходе ассоциативного эксперимента, проведенного на русском языке, и данные эксперимента, проведенного в ситуации учебного билингвизма, в динамике.
учебный билингвизм, концепт, профессиональное языковое сознание, трендовое исследование, ассоциативный эксперимент, подозреваемый
1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
2. Мыскин С. В. Профессиональное языковое сознание и особенности его функционирования: дис. … д-ра филол. наук. М., 2016. 670 с.
3. Мыскин С. В. Профессиональное сознание: языковое и неязыковое // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (30). Ч. II. C. 135–140.
4. Barsalou L. Cognitively Plausible Theories of Concept Composition // Compositionality and Concepts in Linguistics and Psychology / ed. by James A. Hamton, Yoad Winter. Language Cognition and Mind. Volume 3. Springer Open. 2017. P. 9–31.
5. Chomsky N. New Horizons in the Study of Language and Mind. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 230 p.
6. Маклакова Е. А. К вопросу об экспериментальном описании семантики языковых единиц // Вопросы психолингвистики. 2022. № 2 (52). С. 53–64. DOI:https://doi.org/10.30982/2077-5911-2022-52-2-53-64.
7. Пищальникова В. А. Ассоциативный эксперимент и психолингвистическое исследование личностной идентичности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. № 2 (844). С. 105–117.
8. Kolers P. Interlingual word associations // Journal of verbal learning and verbal behavior. 1963. No. 2. P. 291–300.
9. Appel R., Muysken P. Language Contact and Bilingualism. Amsterdam: University Press, 2005. 228 p.
10. Ehri L. C., Ryan E. B. Performance of bilinguals in a picture-word interference task // Journal of psycholinguistic research. 1980. No. 9. P. 285–302.
11. Paradis M. 1980. Language and thought in bilinguals. The Sixth LACUS Forum, 1979. P. 420–431.
12. Башкова И. С., Овчинникова И. Г. Нейропсихологическая характеристика билингвизма // Вопросы психолингвистики. 2013. № 1 (17). С. 52–69.
13. Алферова Ю. И., Смердина Е. Ю., Малахова М. Н. Актуализация профессионального лексикона учебного билингва на разных этапах изучения английской терминологии правоприменительной деятельности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Том 15. Выпуск 4. С. 1139 –1147.
14. Залевская А. А., Медведева И. Л. Психолингвистические проблемы учебного двуязычия. Тверь, 2002. 194 с.
15. Бутакова Л. О., Гуц Е. Н., Орлова Н. В. Проект «региональное языковое сознание: возрастной аспект» // Вопросы психолингвистики. 2018. № 2 (36). С. 146–167.
16. Чернышова Е. Б. Возрастная специфика оценочной стратегии ассоциирования носителей русского языка // Вопросы психолингвистики. 2019. № 1 (39). С. 138–149.
17. Залевская А. А. Введение в теорию учебного двуязычия: учебник для магистрантов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2016. 269 с.
18. Медведева И. Л. Психолингвистические проблемы функционирования лексики неродного языка: автореф. дис. … докт. филол. наук. Тверь, 1999. 46 с.
19. Корниевская С. И. Доступ к слову при устном продуцировании речи на иностранном языке в ситуации учебного двуязычия: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2012. 19 с.
20. Голигузова О. А. Формирование лексических концептов у поздних субординативных билингвов как основа их двуязычной компетенции // Вопросы психолингвистики. 2018. № 4 (38). С. 150–162.
21. Голигузова О. А. Концепто-ориентированный подход как способ преодоления психологических барьеров в развитии билингвального лексикона у поздних билингвов // Вопросы психолингвистики. 2019. № 4 (42). С. 155–167.
22. Антонова И. С. О соотношении понятий «языковое сознание» и «профессиональное языковое сознание» // Социосфера. 2010. № 4. С. 52–57.
23. Харченко Е. В. Языковое сознание профессионала как предмет психолингвистики // Языковое сознание и образ мира: сборник статей / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: ИЯ РАН, 2000. 320 с.
24. Шаманова М. В., Виноградова М. В. Особенности восприятия лексем семантической группы «Внутренние органы человека» обыденным и профессиональным языковым сознанием (на материале лексемы сердце) // Социальные и гуманитарные знания. 2020. Том 6. № 2. С. 186–195.
25. Голев Н. Д. Лексикографирование как метод описания лексики. К теоретическому наследию О. И. Блиновой // Вопросы лексикографии. 2021. № 21. С. 5–32.
26. Захарова Н. Е. Экспериментальное исследование особенностей языкового сознания эвенков-билингвов (на примере концепта ЧЕЛОВЕК/БЭЕ/КИ?И) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 3. C. 215–219.
27. Баринова И. А., Овчинникова И. Г. О влиянии коллокаций лексем осваиваемого языка на организацию ментального лексикона русско-английских билингвов // Вестник Вятского государственного uуманитарного университета. Филология и искусствоведение. 2012. № 4 (2). С. 35–38.
28. Алферова Ю. И., Калашникова Ю. М. Способы систематизации английских и немецких юридических терминов на основе интеллект-карт // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2024. № 1 (103). С. 139–146.