СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ АДЪЮНКТОВ АРГУМЕНТАТИВНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности обучения адъюнктов образовательных организаций МВД России искусству аргументативного высказывания на английском языке в научном дискурсе. Основной целью исследования является разработка дидактического шаблона для формирования и совершенствования умений аргументативного высказывания в научной сфере. Последовательно представлена концепция текстоцентрического подхода, в которой текст выступает моделью для формирования коммуникативных навыков. Сквозь призму этого подхода показана важность формирования умений анализа и моделирования структурных и коммуникативных аспектов научных текстов. Рассматриваются типы аргументов (от реальности, от методологии, от теории, от авторитета) и контраргументов (за счет выявления противоречивых фактов, посредством указания на ограниченность исследования, посредством опровержения интерпретации результатов и за счет выдвижения конкурирующей гипотезы), регулярно используемые в научных исследованиях по юридической тематике. Разработаны и предложены образцы последовательной серии заданий, обучающих сначала анализу фрагментов научных текстов, идентификации типов аргументов и контраргументов, а затем последовательному синтезу аргументации и контраргументации с использованием оптимального коммуникативного каркаса для обоснования авторской научной позиции. Предложенный в статье дидактический шаблон разработан для улучшения качества подготовки адъюнктов к научной деятельности и совершенствования их исследовательской компетенции.

Ключевые слова:
исследовательская компетенция, текстоцентрический подход, научный дискурс, аргументация, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, коммуникативный каркас
Список литературы

1. Шунякова О. В. Классификация лингвострановедческих особенностей аналитической работы с профессиональным полицейским текстом // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2024. № 3 (105). С. 177–186.

2. Шашкова В. Н. Проблема классификации текстов юридического дискурса // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2025. № 2 (108). С. 161–167.

3. Шашкова В. Н. Интеллектуально-познавательные задачи как часть текстоцентрического подхода к обучению курсантов образовательных организаций МВД России английскому языку // Мир педагогики и психологии. 2025. № 6 (107). С. 121–130.

4. Баранов А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов-на-Дону, 1993. 181 с.

5. Серостанова Н. Н., Чопорова Е. И. Развитие исследовательской компетентности адъюнктов в рамках освоения академического курса английского языка // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: материалы V Международной научно-методической конференции. Омск: Омский автобронетанковый инженерный институт, 2019. С. 363–366.

6. Сорокина С. Г. Виды аргументации в научных публикациях (на примере англоязычных статей) // Наука и культура России. 2013. Т. 2. С. 219–221.

7. Костюшкина Г. М., Фан Ч. Принципы анализа аргументативного отрицания // Общество. 2024. № 3-1 (34). С. 25–30.

8. Вежбицкая А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. М.: Прогресс, 1978. С. 402–421.

9. Воронина Л. В. Когнитивные модели и механизмы русского юридического дискурса аргументативного типа // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2023. № 3 (101). С. 138–145.

Войти или Создать
* Забыли пароль?