Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
аспирант
Россия
УДК 378.126 Подготовка профессорско-преподавательского состава вузов
Цифровизация является характеристикой современной образовательной деятельности. Результаты ее реализации напрямую зависят от методологически выверенной организации, требуют научного обоснования, проявляющегося в том числе в разработке понятийного аппарата. Одним из базовых понятий данной области является цифровой образовательный контент. В научном российском сообществе идут поиски педагогически обоснованного определения данного понятия, во многом отталкивающиеся от варианта, предложенного в Постановлении Правительства Российской Федерации. Возникающие дискуссии позволяют уточнять и углублять его, происходит постепенная педагогизация изначально технократического восприятия самого феномена. Целью настоящего исследования является анализ представленных в дискурсе определений понятия «цифровой образовательный контент» для выявления родовых и специфических характеристик самого феномена.
цифровой образовательный контент, цифровизация образования, цифровая дидактика, цифровые компетенции
1. Ковалева Т. М. Взгляд на дидактику в контексте современного научного знания // Методология педагогики в контексте современного научного знания: сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения В. В. Краевского (22 сентября 2016 г.) / редактор-составитель А. А. Мамченко. Москва: ИСРО РАО, 2016. С. 139–145.
2. Степин В. С. Философия и методология науки: избранное. Москва: Альма Матер, 2015.716 с.
3. Иванова С. В. Несколько рассуждений о современной педагогической науке // Ценности и смыслы. 2018. № 3. С. 6–15.
4. Frank M. S., Schultz T. & Dreyer K. Integrating digital educational content created and stored within disparate software environments: An extensible markup language (XML) solution in real-world use // Journal of Digital Imaging, 2001. No. 14 (S1). P. 92–97.
5. Schreurs J., Moreau R. Converting learning content to Learning Objects (LO) andatomic LO’s. // Proceedings of the virtual conference: IADIS Virtual Multi Conference on Computer Science and Information Systems (MCCSIS 2006) 15–18 May 2006.
6. Nocar D., Tang Q., Bártek K. Educational hardware and software: digital technology and digital educational content // EDULEARN16 Proceedings. 2016. P. 3475–3484.
7. Krull G. E., Mallinson B. J., Sewry D. A. Describing online learning content to facilitate resource discovery and sharing: the development of the RU LOM Core // Journal of Computer Assisted Learning. 2006. No. 22 (3). P. 172–181.
8. Ju-Ling Shih, & Bai-Jiun Shih. The Construction and Application of Chinese Herb Medication Digital Learning Material Using Multi-level Topic Map // Jiàoyù Zīliào Yǔ Túshūguǎn Xue. 2006. No. 44 (2). P. 215–233.
9. Paulsson F. Modularization of the Learning Architecture: Supporting Learning Theories by Learning Technologies (PhD dissertation, KTH). 2008.
10. Alzboun M. S., Halalsheh N. Z., Alslaiti F. M., Aldreabi H. & Dahdoul, N.K.S. The effect of digital content designed based on learning styles on academic achievement and motivation toward learning // International Journal of Education in Mathematics, Science, and Technology (IJEMST). 2023. No. 11 (6). P. 1405–1423.
11. Bueno Gualan P. A., Yanangomez Duchi J. A., Neira Gavilanes D. A., López Rodríguez D. J., & Mesa Vazquez J. Competencias para docentes de educación básica en la creación de contenidos educativos digitales en Ecuador // Universidad y Sociedad. 2023. No. 15 (5). P. 336–348.
12. Aldalalah O. M. A., Wardat Y., Al-Omari A. A. H. & Khodair R. M. The effectiveness of interactive digital content based on the TPACK model in developing the skills of educational aids production and improving cognitive achievement among early childhood university students // Contemporary Educational Technology. 2025. No. 17 (2). P. 572.
13. Flerlage C., Bernholt A. & Parchmann I. Motivation to use digital educational content – differences between science and other STEM students in higher education // Chemistry Teacher International. 2023. No. 5 (2). P. 213–228.
14. Kanber H., Jassim K., Al-Taai S., Ibrahim M. & Farhan N. The Role of Digital Educational Content in Eliminating Traditional Methods in the Educational Process within Iraqi Universities // Educational Process: International Journal. 2025. No. 14.
15. Mančík Michal & Brečka Peter & Valentová Monika. Digital Educational Content of Technical Subjects: New AR and VR Technologies in Elementary School Teaching. R&E-SOURCE. 2025. P. 198–207. 16. Bates A. W. Teaching in a digital age: Guidelines for designing teaching and learning (3rd ed.). Tony Bates Associates Ltd. 2022.
16. Завьялова В. А. Проблематика цифрового обучения в условиях реализации дополнительных профессиональных программ // Известия ВГПУ. 2022. № 1 (164). С. 116–122.
17. Поршнева Н. В., Варламова Е. В., Долгушина Е. М. Цифровизация процессов обучения в системе дополнительного профессионального образования // Педагогический научный журнал. 2025. Т. 8. № 2. С. 6–15.
18. Столяров Ю. Н. Цифровой, аналоговый, электронный, виртуальный: как правильно? // Научные и технические библиотеки. 2021 (3). С. 133–140.
19. Пирметова С. Я., Шуртуев М. М., Коркмазов А. В. Преимущества и риски аналоговых и цифровых технологий // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Том 12. № 9 А. С. 491–500.
20. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев; под науч. ред. В. И. Блинова. Москва, 2020. 98 с.
21. Парфенова О. В. Цифровой образовательный контент как инструмент персонализированной образовательной среды вуза // Педагогика, психология, общество: от теории к практике: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2024. С. 140–141.
22. Подулыбина О. И. Проблемы создания цифрового контента в условиях трансформации образовательного пространства // Цифровые технологии: настоящее и будущее: сборник статей по материалам II Национальной научно-практической конференции. Тольятти: Частное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинская академия управления», 2023. С. 23–29.
23. Арбатская О. А. Проблемы формирования цифрового образовательного контента для дистанционного и смешанного обучения в вузе культуры // Опыт, проблемы и пути совершенствования качества подготовки специалистов в сфере культуры и искусства: материалы XX всероссийской научно-методической конференции. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2022. С. 19–30.
24. Сысоева Ю. Ю. Цифровой образовательный контент дисциплины как средство мотивации и активизации деятельности обучающихся // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 2А. С. 567–573.
25. Сысоева Ю. Ю. Цифровой контент дисциплины как средство активизации самостоятельной работы обучающихся // Использование принципов цифрового обучения при реализации проектной деятельности в образовательном процессе как средства формирования профессиональной компетентности будущих специалистов: материалы VI внутривузовской методологической конференции. Княгинино: Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, 2019. С. 100–106.
26. Иванова Д. В. Цифровой образовательный контент как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся // Образование, обучение и воспитание: актуальные вопросы теории и практики безопасности жизнедеятельности, физической культуры, спорта и туризма: сборник статей Международной научно-практической конференции в рамках Года педагога и наставника. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2024. С. 90–94.
27. Смирнова А. Е. Анализ различных подходов к классификации цифрового образовательного контента для обучения иностранному языку // Молодой ученый. 2024. № 24 (523). С. 205–207.
28. Формирование цифровой грамотности будущих педагогов при использовании цифрового образовательного контента в обучении / С. И. Десненко, М. А. Десненко, Ю. А. Асмодьярова, Т. Е. Пахомова // Цифровая школа: в поисках новых решений: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2024. С. 251–257.
29. Гуров В. Н., Богомазова А. Е. Цифровой образовательный контент: педагогический взгляд на сущность и структуру // Kant. 2024. № 4 (53). С. 379–384.
30. Цымбалюк Л. Н. Цифровой контент в образовании: от определения к практическому применению // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы VII Международной научной конференции. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2023. С. 934–938.
31. Цымбалюк Л. Н. Модуль «проектирование цифрового контента» в программе дополнительного образования // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2024. № 47. С. 73–85.
32. Цымбалюк Л. Н. Проектирование цифрового образовательного контента: подходы к проектированию и практическое применение // Образование от «А» до «Я». 2025. № 2. С. 79–83.
33. Bates A. W. Teaching in a digital age: Guidelines for designing teaching and learning (3rd ed.). Tony Bates Associates Ltd. 2022. (In Eng.)