УДК 811.161 Восточнославянские языки
Статья посвящена методическим приемам, используемым при работе с видеоматериалами. Учебные видеоролики стали неотъемлемой частью высшего образования, обеспечивая важный инструмент передачи контента обучающимся во время проведения практических, семинарских и лекционных занятий, в том числе и по дисциплине «Основы русского жестового языка». Видеоматериалы являются одним из эффективных средств обучения, позволяющих развивать самостоятельное мышление обучающихся и формировать коммуникативную компетенцию. Использование видеосюжетов на практических занятиях по русскому жестовому языку представляет собой освоение мультимедиа, поскольку в настоящее время наблюдается активное развитие технопедагогики. В статье подчеркивается, что использование учебного видео в качестве образовательного инструмента на занятиях обеспечивается посредством трех элементов: когнитивной нагрузки, мотивации обучающихся и активного обучения. Автором предлагаются инновационные методы обучения с использованием учебных видеофильмов, способствующие повышению интереса обучающихся и достижению запланированных результатов.
русский жестовый язык, когнитивная нагрузка, образовательный процесс, мотивация, учебное видео, технопедагогика
1. Власова О. В. Использование видео для развития критического мышления на занятиях иностранного языка / О. В. Власова // Лингводидактические особенности обучения иностранным языкам в неязыковых вузах : сборник статей. Москва : Канцлер, 2018. С. 44–54.
2. Sweller J. Cognitive load theory, learning difficulty, and instructional design. Learning and Instruction. № 4. 1994. P. 295–312.
3. Когнитивная наука : Основы психологии познания : в 2 т. Т. 1 / Борис М. Величковский. М. : Смысл : Издательский центр «Академия», 2006. 448 с.
4. Гришко Н. Н. Использование видео на занятиях по иностранному языку как средство повышения мотивации студентов экономических вузов / Н. Н. Гришко, Е. А. Конторович // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 2 (66). С. 11–14.
5. Науразбаева Л. В. Базовые ситуации профессионального общения сотрудников полиции с людьми, имеющими нарушения слуха : учебный фильм / Л. В. Науразбаева, Е. Ю. Хорошко, Ю.М. Гусев. Москва : ДГСК МВД России, 2021.
6. Словарь русского жестового языка для сотрудников органов внутренних дел : словарь / ДГСК МВД России. Москва : ДГСК МВД России, 2020. 232 с.
7. Теория и практика русского жестового языка : учебное пособие. М. : ДГСК МВД России, 2018, 174 с.
8. Михайлова Э. Р. Использование видео на занятиях иностранного языка / Э. Р. Михайлова // Электронный научный журнал. 2016. № 12-1(15). С. 305–308.
9. Науразбаева Л. В. Особенности обучения сотрудников органов внутренних дел жестовой речи / Л. В. Науразбаева // Культура русской речи в многонациональной среде: современные проблемы общества и образования : сборник материалов Всероссийского научно-практического семинара. Уфа : Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. С. 93–95.
10. Науразбаева Л. В. Особенности обучения сотрудников органов внутренних дел дактильной и жестовой речи : учебно-методическое пособие. Уфа : Уфимский ЮИ МВД России, 2018. URL: http:// www/ufali.ru/eios/ebs/Электронная библиотека/141.pdf (дата обращения: 20.07.2022).
11. Sweller J. Cognitive load theory, learning difficulty, and instructional design. Learning and Instruction. No. 4. 1994. P. 295–312.
12. Dictionary of Russian sign language for employees of the internal affairs bodies: dictionary / DGSK of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Moscow : DGSK MIA of Russia, 2020. 232 p. (In Russ.)
13. Mikhailova E. R. The use of video in foreign language classes / E. R. Mikhailova // Electronic scientific journal. 2016. No. 12-1(15). P. 305–308. (In Russ.)
14. Naurazbaeva L. V. Features of training employees of internal affairs bodies of sign speech / L. V. Naurazbaeva // Culture of Russian speech in a multinational environment: modern problems of society and education: collection of materials of the All-Russian scientific and practical seminar. Ufa : Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2019. P. 93–95. (In Russ.)
15. Naurazbayeva L. V. Features of training employees of internal affairs bodies in dactyl and gesture speech : a teaching aid. Ufa : Ufimsky Yui MIA of Russia, 2018. URL: http://www/ufali.ru/eios/ebs/Electronic Library/141.pdf (date of access: 20.07.2022). (In Russ.)