Человек – биологическая, социальная и планетарная ценность: вопросы его сущности, аморальных и противоправных проявлений
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Материал статьи актуализирует проблему оценки сущности человека как особого типа человеческой биологии, физиологии, функциональной деятельности мозга, тела и интеллекта, что в совокупности заставило его сформировать особую для себя и своего самовыражения форму бытия – социум. При этом человек, став биолого-социальным определяющим фактором дифференциации на планете Земля мира живого на два его проявления: мир животных и мир людей, заложил основы развития духовных и нравственных начал своего бытия и взаимодействия с природой. Проявлением его духовности, творчества и культуры стал цивилизованный формат социальных отношений. Однако уровень цивилизованности социума не исключает полностью проявлений негативов, обусловленных его противоречивой биологической сущностью, а также несовершенством (неустойчивостью) социальной, индивидуальной (личностной) конструкции. Человек – не только единство биологического и социального, но он еще и единство позитива и негатива. В этом кроется причина аморального и противоправного поведения человека.

Ключевые слова:
человек, социум, живая природа, доисторический период жизни человека, сущность человека, социальные отношения, социальная нормативность, противоправность в прошлом и настоящем
Текст

Идеи историчности человеческого существования и бытия на планете Земля связаны с теми проявлениями планетарного характера, которые имели место в прошлом, могут быть в настоящем и в будущем. Планетарная историчность бытия человека лишь подтверждается теми объективными данными, которые способна оценить и объяснить наука, опираясь на реальные свидетельства определенных периодов и особенностей его жизни и творений. Легенды и предания, мировоззренческие трактаты, в том числе и религиозного характера, могут быть приняты во внимание лишь как социальный «фон», несущий в себе «дух» прошлых времен, как результат человеческого осмысления вторичного и производного порядка. Сама истина чаще всего преломляется в сознании человека и его оценках, формируя представления и идеи о сущности мироздания, Солнечной системы, планеты Земля и жизни на ней. На Земле есть свидетельства о событиях, связанных с человеческой деятельностью, которые позволяют дифференцировать мир человека пока на два цивилизационных формата (периода): а) прошлой доисторической цивилизации, – погибшей либо значительно изменившейся в новых планетарных условиях; б) ныне существующей не один десяток тысячелетий цивилизации. Прошлая доисторическая цивилизация – это жизнь и эпоха человека природы, возможно, человека-гиганта, который существовал со времен динозавров и начал вымирать вместе с их исчезновением, но не полностью как вид живого. Предположительно вымирание гигантов как определенный процесс был не одномоментным, а несколько протяженным во времени. На этапе проявления конкретного негатива планетарного или эко-социального катаклизма, приведшего к разрушению благоприятных условий для их существования, значительная их часть вымерла, оставив объективное наследие и факты своего существования и деятельности (Африканский континент, о. Пасхи, Египет и др.). В процессе завершения своего исторического периода бытия «гиганты» и «атланты», возможно, какое-то время были среди людей нарождающейся новой цивилизацией обычного человека. Наличие цивилизации человека-гиганта в определенной мере ломает прямолинейность теории Ч. Дарвина о естественной эволюции живого в природе вплоть до появления особи человека. Ведь период «гигантов» в природе живого, вероятнее всего, был на Земле. Однако процесс эволюции простейших живых организмов в условиях планетарных сложных процессов отрицать нельзя. Эволюционный процесс развития живого на Земле имел место быть. Не исключено, что он неоднократно претерпевал существенные изменения. Вместе с тем на Земле возникли природно-климатические условия и биологические состояния для порождения качественных скачков в мире живого путем мутаций и иных биологических процессов, связанных с космическими воздействиями на нашу планету, с геологическими и природными катаклизмами окружающей среды как особых условий качественного переформатирования живых организмов. Мы полагаем, что при этом прежние биологические цепочки претерпевали изменения в силу зарождения в них генома человека, передачи его в более совершенные особи, а далее уже работал процесс сначала неизбирательного, а затем избирательного скрещивания, который и выделил человеческую особь. Именно уже человеческая особь как более совершенный вид живого стала активно продуцировать себя по законам выживания и естественного отбора. Это предопределило отход человека от «стада предков» в самостоятельные человеческие образования со способностью в них переходить в формат межличностного и группового общения. У человеческой особи в среде себе подобных стал возникать новый стиль вербального общения. Происходил этот процесс из смены прежних отдельных звуков выражения животной «силы» организма и характера физической организации тела проявлениями выражения множества вполне осмысленных и понятных другим физическим лицам звуков общения, придавая им устойчивый характер, как инструмента речевого взаимодействия. Человек как высокоорганизованный вид живого возник в силу развития биологической особи, выживание которой в природе было обусловлено не за счет физической силы, клыков, когтей, панциря, яда, особого свойства тела, а в силу комплекса телесно-интеллектуальных его особенностей и способностей, позволивших ему встать выше чисто биологических проявлений агрессии любых хищников и естественных вызовов природы. Возможно, история периода «постгигантизма» характеризовалась резким спадом качества жизни уже для современного типа человека до уровня каменных орудий и использования подручных средств выживания, накопления изначально нового опыта жизни. Человеческий современный вид является результатом борьбы за свое существование и выживание, начиная с этапа родоплеменной его организации. Философ Н. Ростова подвергла критическому анализу теорию Стивена Пинкера о природе человека. Ею, в частности, было отмечено, что «… философия ХХ века поставила под вопрос представление о сущности человека. «Человек – не то, что он есть», «у человека нет сущности», «существование предшествует сущности», «существование не определено сущностью, равно как и не определяет ее» – в этом смысле начали манифестировать философы… Для религии ответ очевиден – человек создан по образу и подобию Божьему. В своей книге «Чистый лист: Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня» Стивен Пинкер решается оспорить оба подхода [1]. Если религиозная идея оставляется им сразу же, как не соответствующая реалиям сегодняшнего дня, то философская тенденция к отказу определять природу человека и рядом располагающиеся идеи социального конструктивизма составляют главную мишень для его критики. Человек – не тот, кто делает себя сам, равно как и не тот, кого производит социум. Он не чистый лист для антропологических и социальных начертаний, но биологическая данность. Свой подход Пинкер называет биологически просвещенным гуманизмом [2]. Можно согласиться с позицией С. Пинкера в том, что исходная и постоянная сущность человека представляет собой биологическое начало и состояние. Однако человек – это уже совершенно уникальный вид биологии. Отличается он от других совершенных видов живого и животных наличием своей особой человеческой сущности – наличием генома человека. Именно новая биология мозга с набором уникальных его функциональных способностей и возможностей позволила сформировать физическое тело, способное не только выживать, продолжать свой род, но и иметь разум, мышление и формы межличностного общения как биологический инструментарий для формирования представлений, оценок, осознанного поведения, а также обустройства своей жизни и определения ее перспектив. Отличительная (биологическая) деятельность мозга человека проявляется во включении ее в сложнейший единый комплекс и механизм действий рефлексов, инстинктов, осознанных оценок состояния своего тела и реагирования на эти сигналы, а также всей системы интеллектуально-мозговой деятельности по осмыслению своего «Я», бытия и взаимодействий с себе подобными в окружающем пространстве. Поэтому мозг человека – это не набор модулей-процессоров, не область вычисления и программирования – это биология разума, чувств и действий. Человек с особой своей биологической сущностью сформировал себя, социум, социальные институты, культуру, нормативы этики и эстетики. Рождение ребенка – это неординарный и знаменательный дар судьбы. С детства человек, врастая в жизнь, познает и формирует себя, встраивая себя в сложный механизм социальных взаимодействий. За свою жизнь каждый из нас объясняет или доказывает себе и всем остальным, – зачем явился Миру. У одних рождение – это случайность, после которой не всегда проявляется сам человек и личность с внятной картиной жизни, не возникает последующих «авторских» событий и движений. Для других жизнь – это большой труд творения себя ради благодати и гармонии вокруг себя, а также продолжения великолепия жизни после себя. В общей картине жизни человека (мы имеем в виду его биологию и социальный формат) объединено и смешано все: и великолепие его тела и души, и некоторые проявления мерзости его воли, «выскакивающие» из биологической его сущности, а также социальных не совсем совершенных установок, проявляющихся в его поведении и делах. Надо особо отметить, что без социальной формы бытия человек вряд ли бы достиг значимой и стабильной устойчивой, именно человеческой идентичности. Ведь в природе живого есть особи, обладающие головногым мозгом массой более, чем у человека. Например, «… у крупных животных мозг тяжелее, чем у человека (1500 г): у дельфина – 1800 г, у слона – 5200 г, у кита – 7000 г. Однако все они лишены возможности высокого уровня общения и взаимодействия, нет у них природных запросов на определенный, выше естественного, формат обитания, а также необходимости воздействия на окружающим мир. В целом их биология и физическое состояние более приспособлено к заданным условиям обитания, не требующим развития мозговой функциональности и самого тела. Чтобы вскрыть истинные отношения массы мозга к массе тела, используют так называемый квадратный указатель мозга, т. е. произведение абсолютной массы мозга на относительную. Этот указатель позволил выделить человека из всего животного мира. Так, у грызунов он равен 0,19, у хищных – 1,14, у китообразных (дельфин) – 6,27, у человекообразных обезьян – 7,35, у слонов – 9,82 и, наконец, у человека – 32,0». Однако, нам представляется, что человеческая сущность проявилась в совокупности действия ряда факторов: а) в особой человеческой биологии – в своеобразии, определенности и устойчивости генов; б) в телесности человеческой особи с наличием особой мозговой интеллектуальной деятельности для управления своим телом в целях выживания в суровой и непредсказуемой для него природе пространства Земли, неба, водной стихии, а также природных и климатических катаклизмов; в) в обретении навыков труда и социального опыта [3]. Наземная среда обитания для человека сравнительно быстро перестала быть только областью его подножного промысла в целях потребления всего пригодного для пропитания. Надо отметить, что у животных с развитой мозговой деятельностью (у дельфинов и китов, человекообразных обезьян, слонов и др.) не стоял вопрос своего сбережения и пропитания в среде обитания: У них эти вопросы решались за счет миграции и достаточности пропитания в дикой природе или в водной стихии. С появлением человека планетарная жизнь кардинально изменила свои очертания. В мире живого появился и рельефно обособился мир человека, начался социальный и цивилизационный процесс. Хотя планетарные особенности заставляли человека приспосабливаться к живой природе как месту обитания, источнику обретения и сохранения жизненных сил, продолжения и утверждения своих физических и интеллектуальных возможностей в мире живого, но они же формировали постепенно понимание о рачительном отношении к природе и всему живому. Надо отметить, что отдельные этносы и народы России вплоть до XX века вели кочевой образ жизни на территориях Дальнего Востока, Сибири, Урала, Прикаспия, Поволжья. Поэтому в этих регионах сравнительно поздно проявилась оседлость населения с возникновением конкретных и значимых в нашей истории поселений. По этим же причинам затруднены были у них и процессы развития государственности и ряда социальных институтов. Основным для них социально-организационным форматом становились и сохранялись род, семья, религиозно-церковная жизнь, обыденная и религиозная обрядность. Этнические особенности не всегда выраженно проявлялись и становились предпосылками устойчивых процессов формирования наций. Еще раз отметим, что появление человека на Земле изменило многое в живом мире на нашей планете. Разумное естество в лице человека поделило мир живого на: а) общую естественную биологию как форму существования всех видов природного характера, с одной стороны; б) с другой стороны, на биологию, пространство и мир человека с его интеллектуальными, духовными и иными способностями, а также проявлениями, свойственными только ему (общение с помощью речи, накапливание и передача знаний и опыта, производительного труда). Сама жизнь человека стала сформированной из четырех основных проявлений его сущности и бытия в качестве личности: а) биологического – продолжение и существование своего вида; б) материального – наличие способности воспроизводить блага для организации своей жизни; в) духовного – наполнение жизни творениями своего интеллекта, таланта и способностей; г) социально-государственного – обеспечивать жизнь в формах семьи, социума, государства, в планетарном пространстве людей и всего живого. Проявлением личного и социального деструктива во все времена истории человечества было и остается криминальное поведение части населения большинства государственных образований. Криминальное поведение является проявлением негативов и противоречий конкретной личности, а также несовпадения интересов различных социальных групп, этносов, народов, представителей различных конфессий и религиозных направлений. Организация жизни человека стала возможной на основе тысячелетней социальной практики, результатом которой явилось наличие устойчивых нормативно сформированных отношений и форм культуры индивидов в процессе воспитания личности в формате этики: морали, нравственности, обычаев, традиций; принуждения: правовых предписаний, правопорядка, ответственности и правосудия; эстетики: представлений о внешнем выражении себя, вещей, предметов, объектов, архитектуры и других параметров требований должного, допустимого, возможного, прекрасного или неэстетичного. Между тем известно, что изначально человеческий вид в силу действия инстинктов в сочетании с развитием индивидуального осознания физического состояния своего тела, телесных потребностей и проблем, его запросов, элементарно противодействуя негативам сил природы, стал проявлять заботу о своем выживании и своего рода. Биолого-физиологическая и физическая устойчивость человека в природе позволила ему существенно не только нарастить количественно свой вид, но и стать интеллектуально развитой единицей живого пространства, нарождающегося социума на основе общественных отношений. Жизнь человека в социуме стала активно формировать его в качестве личности путем развития индивидуальных способностей и реализации духовных потребностей, встраивания себя в множество и разнообразие возникающих социальных отношений. Социальные аспекты бытия человека породили и социальные нормативы жизни на уровне принципов и требований о позитивном и негативном (этика и эстетика), на уровне отношений (противоречия, агрессия, вред, расправа, самосуд, виды ответственности обычные и правовые). Во все времена истории развития социума человек искал ответы на вопросы: а) понимания своей сущности и своего предназначения с момента рождения и до смерти; б) поиска оптимальных форматов и нормативов жизни в социуме, характера и содержания социальных отношений, смысла жизни и ее должной организации. На основе абстрактного мышления и появления мировоззренческих познаний разных уровней философского осмысления своего бытия возникло множество теорий-гипотез, объясняющих возникновение в мире живого человеческого вида и самостоятельной его биологической особи. Было время, когда и сама наша планета изначально рассматривалась центром вращения Солнца, подобно Луне. Наиболее устойчивой и приемлемой в настоящее время остается естественная теория биологической природной эволюции живого и жизнетворного компонента планетарного свойства под воздействием ряда сил природы в особь человека. Это классическая селекционная теория естественного отбора Ч. Дарвина (1859 г.). Ряд исследователей в противовес обоснования этой теории выдвигают аргументы, которые свидетельствуют о неповторимости этого явления в среде животного мира ни на каком другом уровне, кроме случаев отдельных мутаций. Да и сам человек «не снизошел» обратно до облика и рефлексии животного. Вместе с тем в сторону отбрасываются принципиальная общность функционирования организма человека и особей животных, функциональная похожесть их телесных органов, чувствительных и рефлекторных реакций, схожесть биологических и физиологических потребностей, рождение потомства и забота о нем, стадная форма обитания, способность «узнавания» своего хозяина, своего «загона», выполнение настроя дрессировки и команд хозяина. Вторая гипотеза появления человека на Земле именуется панспермической. Она основана на предположении, что жизнь на Земле возникла в результате перенесения на нее жизнеспособного материала из космоса, вплоть до посещения Земли инопланетянами. Однако мы можем не только возразить этой версии, если допустить предложенный вариант привнесения человеческой жизни откуда бы то ни было, то логика мышления возвращает нас опять к мысли о природе ее возникновения где-то там в подобных условиях, схожих с выживанием человека на нашей планете. Саму же вселенную мы считаем беспредельным и безмерным состоянием галактических, космических и иных проявлений с существованием звездно-планетарных систем, явлений, сил, энергий и взаимодействий, пока не поддающихся человеческому осмыслению. Ведь человек сделал только первые скромные и допустимые шаги за пределы Земли и Солнечной системы. Третья гипотеза мифологического характера, принимаемая за истину в качестве веры в творение Всевышнего – это религиозная позиция, утверждающая, что Земля и жизнь на ней появились в результате божественного проявления. Религиозные теории появились закономерно, объективно, как отражение социальной потребности в объяснении мироустройства, роли человека в нем, о порядке отношений, значении духовности и вещей, о бессмертии души. Они несли в себе познания, нормативы жизни и культуры своих времен, которые еще не опирались на глубокие познания естества живого, на те результаты науки о более поздней жизни человека. В этом обнаружилась их ограниченность, консерватизм (торможение) и несостоятельность как идеологии активного, творческого, независимого, относительно свободного и ответственного проявления человека в реальной действительности, а также не устремленной в будущее через новые поколения детей и внуков. Однако достижения науки, технического прогресса и результаты цивилизации не подтверждают истинность религиозных положений о Боге и его творениях. Мировые религии с механизмами церковной власти стали первыми проявлениями социальной глобализации, так как затронули судьбы значительной части населения планеты. С этим реальным обстоятельством не считаться нельзя, ведь право на вероисповедование – это конституционное право. Вся противоречивость самой сущности человека требовала объяснений многих обстоятельств его бытия, обитания, существования, предназначения, смысла его жизни, внешнего проявления конкретного индивида (тела, души, интеллекта), личности, организации его личной жизни и социума в целом. С момента появления человека эволюционные процессы в живом и животном мире не предъявляли человеку примеров их естественного перерождения в иные виды. Известные и изученные периоды жизни человека на планете Земля характеризуются следующими факторами: 1. Историчность бытия человека на планете Земля подтверждается теми объективными данными, которые установлены наукой, и уровень ее развития обеспечивал способность их оценить и объяснить. 2. Легенды и предания, мировоззренческие гипотезы, в том числе и религиозные, могут быть приняты во внимание лишь как социальный «фон», несущий в себе «дух» прошлых времен, как результат человеческого осмысления вторичного и производного порядка, сама же истина чаще всего преломляется в сознании и оценках человека, формируя представления и идеи о сущности мироздания, Солнечной системы, планеты Земля и жизни на ней. 3. В нашей жизни есть свидетельства о событиях, связанных с человеческой деятельностью, которые позволяют дифференцировать мир человека пока на два цивилизационных формата (периода): а) прошлой доисторической цивилизации, – погибшей либо значительно изменившейся в новых планетарных условиях; б) ныне существующей не одно тысячелетие цивилизации. 4. В живом мире не отмечено определенных биологических процессов по изменению видов животных и самого человека. 5. Человек в живом мире с его интеллектуальными, физическими, творческими и иными способностями стал влиять на окружающий мир, приспосабливая его под свои потребности. 6. Человечество преобразовалось в социум с формами своего устройства, целями и задачами, а также разнообразием различий своих проявлений. 7. Социальные отношения до настоящего времени, исходя из противоречивой биологической сущности самого человека, конкурентного характера организации его бытия, нестыковок экономических, материальных и других значимых аспектов содержания жизни каждого индивида, пока не привели к закономерной устойчивости всего многообразия взаимодействий людей, что влечет обострения противоречий и разнопорядковые конфликты (межличностные, межгрупповые, межобщинные, межгосударственные), вплоть до мировых войн. 8. Человек и его мир в своем стремлении овладеть энергией и видами оружия массового поражения, а также в сфере биотехнологий и биоинженерии, поставил себя в опасное состояние риска физического уничтожения человека как вида живого, либо исключения из биологии его тела «типичного сущностного гена», делающего тело (оболочку) человека носителем иного живого существа, а также изменение окружающей среды до уровня опасности, влекущей утрату условий нормального своего обитания. 9. В своем социальном движении человечество достигло достаточно высокого уровня экономического, технологического и научного развития, а также ряда проявлений глобализации и опасностей по результатам своей деятельности на Земле и в космическом околоземном пространстве, способных повлечь серьезные опасности для существования человека, риски опасностей планетарного характера. Положения, приведенные в 1 – 5 пунктах, подтверждены самой историей жизни человека и данными его познавательной деятельности (наукой). Встает вопрос: почему интеллект не позволил человеку организовать свою волю таким образом, чтобы проявления своего эго не были выше общих межличностных трений, претензий, обид, не обращались бы в отношения вражды, агрессии и взаимоуничтожения или причинения вреда себе подобным? Ответ на этот вопрос многозначный. 1. Сам по себе человек – главное противоречие всему, а также он является эгоцентричным конкурентом с набором позитивных и негативных средств противодействия иным лицам. В него природой заложен потенциал физических (с приоритетом биологической активации) и интеллектуальных сил, а также способностей борьбы и агрессии. В социальном пространстве свой физический актив борьбы человек многократно приумножил орудиями и средствами поражения, а также уничтожения себе подобных и материальных ресурсов. В достижении своих целей в разнополярных проявлениях в групповом и общесоциальном выражении потенциал негатива и агрессии, как правило, приумножается количественно и качественно в направлении от межличностных до межгрупповых, межнациональных, межконфессиональных и межгосударственных конфликтов, вплоть до мировых войн. 2. Объективно все люди разные даже при самом близком внешнем физическом сходстве, но физиология на рефлекторном уровне живых существ и биология сущности живого проявления заложили сильное действие принципа выживания: живет и побеждает (выживает) сильнейший. Факторы, признаки и принципы выживания и победы человека на протяжении всего его существования и по настоящий день остаются неизменными. 3. Цивилизация человечества – это прежде всего процесс отдаления человека в своих проявлениях от рефлекторных действий, свойственных животным, с одной стороны, и наполнение своего поведения форматом интеллектуального смысла, социальной обусловленности и духовности на основе выработанных им требований общепризнанных нормативов, а также осмысленных представлений о должном позитивном укладе взаимодействий, с другой стороны. Этот процесс «усовершенствования» человечества и социальных отношений не есть лишь позитивное и прямолинейное движение к его вершинам. Цивилизация социума – это длительный и противоречивый, порой кровавый и сложный процесс движения человечества в направлении достижения более значимых гуманитарных результатов в различных областях жизни. Тысячелетия продолжается борьба добра и зла в формах войн, взаимоистребления, социально-государственного принуждения, исправления, привития форматов культуры, этики и эстетики. Каждая социально-экономическая формация в сравнении с прошлыми качественными уровнями достижений социума – новая ступень развития в сферах экономики, социальной организации, духовности и культуры, большего учета континентальных особенностей, расовых и этнических различий, устройства государств, а также ментальности разных цивилизационных и этно-культурных групп народа. В новых экономических и социально-культурных условиях действует прежний по основным биологическим характеристикам человек, но обновленный измененными обстоятельствами и условиями жизни, другой культурой, другими возможностями и устремлениями в будущее. «Качество» человека, как правило, всегда отстает от изменений условий жизни. История человечества свидетельствует о наличии разных проявлений цивилизации: а) отдельные социальные образования, ушедшие из реальной действительности (майя, ацтеки, инки)1 ; б) империи, культуры; в) государства, экономико-политические системы и союзы; г) общности с устойчивыми религиозными интересами, нормативами и традициями. На определенных уровнях экономико-социального развития цивилизации в социуме имеет место появление и действие цивилизационных факторов мировоззренческого, идеологического, этического и эстетического порядка. Под этим мы понимаем возникновение философских взглядов и обобщений, ранних религиозных воззрений, идейно-властных постулатов и организационно-процедурных норм, иных форм воздействия на социальные процессы и человека. 4. Возвращаясь к проблеме противоречивой сущности самого человека, отметим, что биологическая природа эго индивидов порождает межличностные противоречия. В эпоху древней дикости индивидов и средневековой жестокости социальной организации нравы и нормы позволяли устранять противоречия, умерять агрессивные страсти, осуществлять торжество «справедливости» путем применения физической силы, расправы над виновным или более беззащитным, а также прибегать к междоусобным войнам. 5. В эпоху современной цивилизации разрешение противоречий ушло от принципа талиона – причинения ответного вреда обидчику или обязательного уничтожения кровного врага или конкурента. На межличностном уровне противоречия продолжают разрешаться с позиции силы, агрессии и причинения вреда. Поэтому в социуме выстроена система видов ответственности моральной и государственно-правовой. Тем самым, для сильного человека с его интеллектом и культурой, правопослушной организацией жизни победа над конкурентом возможна в режиме пристойности, добродетельности, благотворительности, уважительной снисходительности по отношению к менее сильному оппоненту, воспринимаемому в качестве значимого субъекта совместного бытия. Побежденный человек, но не поверженный и не оскверненный грубой силой и подлой жестокостью, может принять такой результат соперничества с пониманием, как объективный ход жизни. Примером относительной гармонии отношений людей являются международные спортивные состязания – Олимпийские игры, в которых всегда есть и победители, и побежденные, но нет жертв, униженных, оскорбленных и поверженных. От такого уровня спортивных, профессиональных и иных видов состязаний получают удовлетворение не только активные участники, но и все причастные к этому действу: организаторы, болельщики, широкий круг близких и родственников, сам спорт, состояние спортивной и социальной культуры, частью и формой которой он является. Однако в то же время всем известны Олимпийские игры в нацистской Германии в 1936 г., трагедия Олимпийских игр в Мюнхене 1972 г., перерождение современных Олимпийских игр и других межнациональных спортивных состязаний в соперничество с применением спортсменами допинга, подкупа судей состязаний, а также политизирования таких состязательных процедур. 6. Общество и государство обязаны создавать, иметь в наличии и действии различные механизмы сдерживания неумеренной силы, злой и хамской воли, а также стимулирования (поощрения) конструктивной культуры на основе принципов справедливости, равных возможностей и умеренности (скромности) потребительских запросов и сдерживания нравственно и социально низкопробных властных либо иных обыденных, не состоятельных амбиций. 7. Человек всегда выступает в качестве конкурента другому человеку во всех смыслах и проявлениях. Это предопределено действием сил и механизмов биологии и социальных движений. В жизни человек есть и будет оставаться прежде всего высокоорганизованным, интеллектуально способным биологическим видом с набором обычных рефлекторных реакций и действий, сил, физиологических потребностей, а также социальных обусловленностей. Механизмы рефлексов и позывы к удовлетворению биологических потребностей порой бывают сильнее интеллектуально обусловленных должных волевых усилий по сдерживанию негативного своего проявления. Поэтому не все люди способны выдерживать требования моральных и правовых норм о должном поведении. Тем самым, в ряде случаев частного и личного характера люди совершают поступки аморального и противоправного характера. 8. Сам человек, став активной социальной единицей, не утратил высокой своей внутренней биологической и личностной противоречивости, обусловленной проявлением в каждом индивиде единства позитива и негатива. Формирование личности происходит в процессе ее социализации – привития элементов личной культуры, должного этикета и восприятия эстетических форматов, выработки умений управлять собой, сдерживать запредельные и негативные эмоции, биологические и физиологические запросы, не реагировать агрессивно на внешние сильные раздражители. Поэтому вся система воспитания связана с выработкой у человека позитивных личностных начал, широкого кругозора и значимых познаний, развитием необходимых для жизни, профессиональной деятельности и межличностного общения способностей и умений. Позитивный человек – это прежде всего личность с развитой системой способностей по сдерживанию персонального негатива от неконтролируемого его выплеска во вне, а также с наличием уровня элементарной культуры, умением позитивно себя презентовать в процессе социального общения и взаимодействий. Успешному социальному общению способствуют образованность индивида, развитость личных способностей и талантов, профессионализм, увлеченность значимыми формами социального проявления (спорт, творческая деятельность), реализация профессиональных и иных позитивных интересов через коллективы, союзы, группы, движения, фонды, общности. 9. Противоречивость человека проявляется в неоднородности социума с позиции оценки его структуры по признаку отношения к требованиям социальных норм. Преобладающая часть социума безусловно стремится соблюдать требования социальных норм, обеспечивая положительный нравственный и правовой настрой (баланс) в обществе. Однако в обществе всегда присутствует значительная часть населения, индифферентная по отношению к требованиям морали, права и ответственности, а также аморальная, противоправная и криминально активная часть, несущая в себе криминальный опыт, опыт ответственности и государственного принуждения. Люди в социуме также дифференцированы по отношению к своему здоровью, наличию устойчивых вредных личных стереотипов поведения, состояний и ориентаций, разнополярной целеустремленностью, разным напряжением воли и сил, а также нежеланием проявлять заботу о себе, ближних и своем будущем. Схематично и условно людей можно дифференцировать по внутренним установкам и внешнему проявлению на лиц: а) со знаком «+» (позитив); б) с разнополярными знаками «+»/«–» (в зависимости от обстоятельств и ситуаций); в) преимущественно со знаком «–» (асоциальные). Вместе с тем, это не означает, что положительные люди не способны совершать аморальные и противоправные поступки. У них, как правило, высокий уровень культуры и ответственности. Но и они допускают выплеск и выход своего негатива во вне в критичных ситуациях и в момент утраты контроля над собой. Нередко криминально ориентированная часть людей маскирует себя под законопослушных лиц, но организует свою жизнь на основе криминального промысла или «кормления» за счет дел и участия в «криминальной семье», чаще в этом проявляют себя лица, имеющие судимость. Лица, индифферентные к правопорядку и нравственности, а также проявляющие правовой и социальный нигилизм, способны при наличии криминальной корыстной удачи, ситуации ослабленного официального контроля либо стресса воспользоваться вариантом криминального действа. Следует отметить, что экономические блага (воздух, вода, благоприятный климат и окружающая среда) составляют базисный комплекс современного уровня жизнеобеспечения человека и человечества. Они предполагают гармоничное развитие личных и социальных интересов. Но экономические блага и власть, являясь выражением материальных и отчасти духовных интересов человека, истоком которых признано эго индивида, нередко деформируют личность своей сосредоточенностью на них, ослабляя ее моральный устой, понижая уровень ответственности, подталкивая к совершению противоправных поступков. Цивилизационные процессы в планетарном масштабе в своем содержании сохраняют проявление всех противоречий и негативов, которые свойственны конкретному человеку. Детская девиантность (аморальное и противоправное поведение подростков и школьников), криминальная агрессия, потребительский, корпоративный, религиозный, организационно-массовый (чаще спортивный) фанатизм, деструктивно-массовые явления в формах потребления наркотиков, спиртосодержащих веществ, разных проявлений «окультуривания» курения (электронных средств заменителей табака, вейпов, кальянов), тату художеств и других рыночных новоделов, мутных реклам быстрого обогащения, оздоровления, профессиональной и личной успешности, – все это опорные моменты криминального присутствия в социуме для занижения персональной нравственности и культуры. Все они рассчитаны на возможность «разблокировки» личного негатива конкретного человека с целью его участия или использования в криминальных схемах, а также низкопробных и аморальных процессах и процедурах рынка. Все это в Россию пришло на «плечах» рынка преимущественно из Западной Европы и США, у которых свой интерес далеко не чисто рыночный. Им нужны интеллектуально и физически слабые граждане России, с низкой личной культурой для своих далеко идущих целей. После СССР форпостом Мира и общечеловеческой культуры остается Россия, а также ее талантливый и патриотичный народ. Это раздражает Европу и США.

Список литературы

1. Пинкер С. Чистый лист: Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. 608 с.

2. Ростова Н. Человек познающий // Философская антропология. 2018. Т. 4. № 2. С. 81–90.

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: АСТ, 2019, 288 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?