Россия
с 01.01.2019 по 01.01.2020
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
В статье авторы рассказывают о роли и задачах правоохранительной системы Советского союза в условиях Великой Отечественной войны, а также о ее послевоенном развитии вплоть до распада СССР в 1991 г. Отмечается связь государственных преобразований и изменений в правоохранительной сфере, а также указывается на расширение правоохранительных задач в рамках усложнения общественных отношений. В заключении статьи констатируется период тяжелых военных испытаний, которые взяла на себя правоохранительная система, и ее форсированная адаптация к условиям мирного времени. Тем не менее правоохранительная система обеспечила преемственность, и вплоть до сегодняшнего времени ее черты сохраняются в системе органов правопорядка современной России.
СССР, правоохранительная система, советская милиция, НКВД СССР, Министерство внутренних дел, КГБ
В период тягчайших испытаний, выпавших на долю советского народа во время Великой Отечественной войны Советского Союза с фашистской Германией и ее сателлитами (1941–1945 гг.), появилась необходимость в кратчайшие сроки перевести на военный лад огромную страну, весь аппарат управления, в том числе и правоохранительную систему СССР, что потребовало появления на свет большого количества самых разных по значимости и рангу нормативных правовых актов. Тогда законодательство мирного времени в связи с чрезвычайными военными мерами было значительно ужесточено [1, с. 20]. В первый день войны принимаются Указы Президиума Верховного Совета СССР (далее – ПВС СССР) от 22 июня 1941 г. «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения», «О военном положении» и «Об утверждении положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий». Указ ПВС СССР «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения» на основании ст. 49 п. «п» Конституции СССР объявил военное положение на большей части европейской территории Советского Союза, а согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения порядка и госбезопасности были делегированы военным советам фронтов и командованию. Обозначенные органы власти по п. 3 Указа вправе были привлекать граждан к оборонным работам в рамках трудовой повинности, охране путей сообщения, сооружений и других важнейших объектов; устанавливать комендантский час и режим работы учреждений и предприятий, а также им предоставлялось право производить обыски и задержания подозрительных лиц; устанавливать пропускную систему, выселять в административном порядке за пределы местности, подконтрольной военным властям, социально опасных лиц и вредных элементов. В этом указе существенно ужесточалось законодательство практически по всем статьям уголовного кодекса, каким-либо образом влияющее на оборонную составляющую военного времени. Военным властям в местах, объявленных на военном положении, и в действующей Красной Армии предоставлялось право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о хищении и спекуляции, разбое и убийстве, злостном хулиганстве и иных преступлениях на усмотрение командования. Приговоры военных трибуналов не подлежали кассационному обжалованию, а отмена или изменение их могли быть произведены лишь в порядке надзора. При таком всеобъемлющем наборе прав сами военные власти, конечно, не могли все их осуществлять, потому правоохранительные функции были делегированы Народному комиссариату внутренних дел СССР (далее – НКВД СССР), а на местах – Управлениям НКВД соответствующих краев и областей и в большей степени его структурному подразделению Управлению милиции как наиболее многочисленному и организованному отряду правоохранителей. Режим службы в милиции в условиях войны значительно усложнился: отменялись отпуска, личный состав переводился на казарменное положение, служба длилась по 12–16 часов для младшего начальствующего состава, а для офицеров – до 18 часов, ужесточались дисциплинарные наказания за служебные проступки, часто связанные с арестом на гауптвахту, а за более серьезные – предавались суду Военного Трибунала [2, с. 295–296]. В местностях, объявленных на военном положении, обязанности милиции значительно возросли, на нее возлагались контроль режима предприятий, организация охраны эвакуируемого имущества заводов, фабрик и учреждений, очистка прифронтовых городов и населенных пунктов от преступного элемента, организация истребительных батальонов, партизанских и диверсионных отрядов. Более ответственно и строже стали охранять банки, телефонные и телеграфные станции, жестче бороться с различными дезорганизаторами и дезертирами, паникерами и распространителями пораженческих слухов, пополнять поредевшие ряды дивизий действующей Красной Армии, приступили к уничтожению диверсантов и шпионов [3, с. 159]. В июне 1941 г. над системой органов управления страной в мирных условиях, которые продолжали работать в интенсивном режиме, были созданы чрезвычайные органы военного времени. Высшим органом среди них стал Государственный Комитет Обороны (далее – ГКО), возглавляемый лично И. В. Сталиным, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти в СССР. Его влияние на обстановку в различных областях страны, в том числе и правоохранительной системе, осуществлялось через своих уполномоченных, а также партийные, советские и хозяйственные органы, специальные комиссии и общественность на местах. Для проведения эвакуации был создан сначала Совет при ГКО, затем Комитет по эвакуации, реформированный в декабре 1941 г. в Управление по эвакуации при СНК СССР. В ноябре 1942 г. ПВС СССР образовал Чрезвычайную Государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР, которая через организованные на местах такие же комиссии приступила к непосредственной работе, что потом вылилось в обвинения на Нюрнбергском трибунале. Кроме того, к мирным Наркоматам прибавились еще танковая промышленность и минометное вооружение [4, с. 718–719]. Указом ПВС СССР от 20 июля 1941 г. оба наркомата НКВД и Народный комиссариат государственной безопасности (далее – НКГБ) были слиты в один – НКВД СССР под руководством Л. П. Берии; бывший Наркомат госбезопасности снова стал Государственным управлением государственной безопасности (ГУ ГБ), а его нарком В. Н. Меркулов – первым заместителем (как и до февраля 1941 г.), что было вызвано необходимостью концентрации усилий по общеуголовной и политической правоохранительной деятельности в одних руках. Данное объединение, несмотря на тяжелейшие условия начала войны для Советского Союза, было проведено и на местах: в союзных и автономных республиках, краях и областях страны. В июле 1941 г. ГКО своим постановлением образует Управление особых отделов при НКВД СССР во главе с заместителем наркома В. С. Абакумовым, предоставив ему право ареста изменников и дезертиров, а в экстренных случаях и расстрела их на месте. Особое совещание при НКВД СССР также получило во время войны право утверждать приговоры о высшей мере наказания (ВМН). В Главном управлении лагерями (ГУЛАГ) были созданы следственные отделения и группы для ведения особо важных следственных дел. После победы в Сталинградской битве и наметившегося коренного перелома в войне 14 апреля 1943 г. ГКО, ПВС и СНК СССР совместным постановлением вновь разделили НКВД на НКВД и НКГБ СССР при тех же наркомах, что и феврале 1941 г. Совнарком СССР 19 апреля 1943 г. реорганизовал Управление особых отделов НКВД и подчиненные ему органы контрразведки в Главное управление контрразведки Красной Армии и военно-морского флота (СМЕРШ) и переподчинило его Наркому обороны [5, с. 322–329]. В начальный период Великой Отечественной войны сотрудники органов внутренних дел (далее – ОВД) непосредственно участвовали в боестолкновениях с противником, одновременно обеспечивая прифронтовой режим в тылу действующей Красной Армии часто на законодательной базе Военных советов фронтов. Совместно с подразделениями Красной Армии, а с 1943 г. со СМЕРШем ОВД участвовали в ликвидации вражеских авиадесантов, диверсионно-разведывательных групп противника, в пресечении деятельности враждебных элементов против государственной и общественной безопасности, поддерживали режим военного времени и общественный порядок в городе, непосредственно принимали участие в организации истребительных батальонов, партизанских и диверсионных отрядов. Также совместно с войсками НКВД СССР ОВД конвоировали и охраняли военнопленных и осужденных, несли гарнизонную службу, выявляли и задерживали дезертиров и бандитов, контролировали соблюдение правил местной противовоздушной обороны, организовывали группы самозащиты домов и кварталов и др. Основными направлениями деятельности правоохранительной системы в послевоенные годы являлись: 1) борьба с тяжкими преступлениями, в том числе с бандитизмом; 2) выявление и ликвидация пособников врага, шпионов и диверсантов, националистического бандподполья в западных областях страны и Прибалтики; 3) предупреждение, пресечение и профилактика экономических преступлений и правонарушений; 4) борьба с преступлениями несовершеннолетних; 5) укрепление наружной службы милиции; 6) обеспечение безопасности дорожного движения; 7) обеспечение паспортного режима и соединение родственников, потерявшихся в период Великой Отечественной войны; 8) улучшение содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях; 9) сокращение внутренних и конвойных войск и другие. В марте 1946 г. состоялась министерская реформа и все Наркоматы стали Министерствами, а правительство из СНК реформировали в Совет Министров (СМ) СССР, соответственно, такие же изменения в аппаратах управления претерпели союзные и автономные республики. В 1949 г. милиция и часть других структурных подразделений до 1953 г. были переданы в Министерство государственной безопасности (далее – МГБ), что значительно усилило политические репрессии во время развития «холодной войны». После смерти И. В. Сталина МВД и МГБ объединились в одну структуру – МВД СССР под руководством Л. П. Берии. После его ареста и расстрела в 1954 г. из МВД были выведены структуры госбезопасности и реорганизованы в Комитет Государственной Безопасности (далее – КГБ) при Совете Министров СССР. В таком виде эти две структуры спецслужб (МВД и КГБ СССР) просуществовали до 1991 г., когда распался Советский Союз. Разделение общеуголовной составляющей МВД и политической, выделенной в КГБ, благотворно сказалось на общем состоянии послевоенного общества страны советов, ознаменовав хрущевскую «оттепель». В 1955 г. в рамках децентрализации управления страной вообще и органами внутренних дел в частности было образовано МВД РСФСР, которое с 1930 г. не существовало в СССР. В 1953 г. упраздняется Особое совещание при МВД СССР и восстанавливается прокурорский надзор. По Указу ПВС СССР от 24 мая 1955 г. было введено «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Апофеозом хрущевской «оттепели» стал в 1956 г. XX съезд КПСС, где Н. С. Хрущев заявил о строгом партийном контроле за работой органов внутренних дел и КГБ СССР. После съезда был взят курс на активное привлечение к охране общественного порядка трудящихся, что незамедлительно вылилось в организацию добровольных народных дружин (ДНД). Однако они формировались на предприятиях и учреждениях и руководили ими Исполкомы Советов трудящихся, а милиция в их организации практически участия не принимала. Активизировались реабилитационные комиссии, которые начали принимать решения по делам репрессированных в местах заключения, освобождая их без лишней волокиты, что позволило вернуть в трудовые коллективы несколько миллионов человек. Уголовное законодательство подверглось гуманизации, были отменены некоторые нормы сталинского УК: – упразднили понятие «враг народа»; – с 14 до 16 лет повысили возраст наступления уголовной ответственности; – запретили угрозы и насилие при получении признания; – за рядом исключений судебные заседания сделали открытыми [6, с. 230]. В 1957 г. по приказу Генерального прокурора РСФСР в региональных прокуратурах создавались отделы по надзору за следствием в органах госбезопасности. В феврале 1957 г. Верховный Суд СССР принял новое Положение, которое значительно расширило надзорные права республиканских судов. ВС Советского Союза мог рассматривать дела уже рассмотренные верховными судами союзных республик в порядке надзора, которые, таким образом, становились последней судебной инстанцией. В декабре 1958 г. ВС СССР принял «Основы законодательства о судопроизводстве Союза ССР, союзных и автономных республик», тем самым заменив участковую систему народных судов районной и городской, увеличив и срок полномочий судей с трех до пяти лет. Народным судьям было предписано отчитываться о своей деятельности перед коллективами трудящихся, избирателями, а вышестоящим судам – перед соответствующими Советами [4, с. 259–260]. В 1960 г. МВД СССР упраздняется, в 1962 г. МВД РСФСР реформируется в Министерство охраны общественного порядка (далее – МООП) РСФСР, соответственно, такие же изменения были внесены и в министерства союзных и автономных республик, что в историческом плане признано ошибочным. Тем более, что уже в 1966 г. восстанавливается МООП СССР. В конце 1968 г. реформа правоохранительной системы была продолжена, и МООП СССР реформируется в МВД СССР, становясь снова союзно-республиканским органом, т. к. МООП РСФСР в 1966 г. было ликвидировано и будет восстановлено только в 1989 г. Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным [2, с. 382–384]. Указом ПВС СССР от 6 апреля 1963 г. милиции было предоставлено право проведения предварительного следствия, право производства дознания предоставлялось сотрудникам оперативных служб, ГАИ и службе участковых уполномоченных, но круг расследуемых преступлений в форме дознания существенно сократился. В Управлениях ООП из крайисполкомов и облисполкомов союзных и автономных республик образовали следственные отделы, в районных и городских подразделениях – отделения и группы, а помощь в их становлении оказали соответствующие прокуратуры и суды. Предварительное следствие таким образом стали производить и органы милиции наравне со следственными органами прокуратуры и госбезопасности по своей подследственности [7, с. 90]. В феврале 1969 г. стараниями и при личном участии Министра внутренних дел Н. А. Щелокова Главное управление милиции МВД СССР упраздняется, и вместо него образуются самостоятельные управления, а затем и главные управления: Главное управление уголовного розыска (далее – ГУУР), Главное управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, Главное управление государственной автоинспекции, Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка, Штаб и другие. При Щелокове в работе милиции главный упор делается на профилактику, причем ГУУР, осуществляя в полном объеме оперативно-розыскную деятельность, разрабатывало и проводило специальные и оперативно-профилактические мероприятия по общей и индивидуальной профилактике через созданные в местных органах отделы профилактики (ОПС), которые проводили профилактические мероприятия в основном через службу участковых инспекторов. В это же время при городских и районных органах внутренних дел создаются специальные комендатуры по учету и надзору за условно осужденными к лишению свободы с обязательным привлечением их к труду. Тогда уголовная политика была обращена в сторону модернизации государственной системы профилактики преступлений через районные и городские комитеты КПСС и Исполкомы Советов депутатов трудящихся, которые утверждали перечень предприятий, учреждений и организаций, входящих в состав координационного совета [8, с. 30]. Главным направлением работы всей профилактической системы страны в период с 1975 по 1982 г. явилась профилактика преступности с помощью мобилизации общественности, а также борьба с рецидивом преступности. Непосредственными исполнителями в борьбе с рецидивом были определены уголовный розыск, наружная служба во главе с участковыми инспекторами и исправительно-трудовые учреждения вместе со спецкомендатурами. По месту жительства органы милиции осуществляли административный надзор за освободившимися из мест лишения свободы, боролись со спекуляцией, тунеядством и бродяжничеством [8, с. 32–40]. После принятия новой Конституции 1977 г., которую в народе сразу же окрестили «брежневской», Президиум ВС СССР, учитывая ее новые положения, принимает законы о Верховном Суде, Прокуратуре, Государственном Арбитраже СССР, адвокатуре, народном контроле, местных органах государственной власти, охране атмосферного воздуха, охране животного мира, а также Основы жилищного законодательства. Смена руководства страны после смерти в 1982 г. Л. И. Брежнева представляла собой череду сменяющихся Генеральных секретарей КПСС, которые в общем существенных изменений в правоохранительной системе не произвели, за исключением МВД СССР, где были проведены жесткие чистки в связи с отстранением Н. А. Щелокова и руководством министерством и на местах сотрудников госбезопасности, что уже в 1984 г. было признано ошибкой. Изменения в правоохранительной системе, последовавшие в годы руководства страной М. С. Горбачева, сыграли в основном негативную роль. В годы горбачевской «перестройки», восстанавливая историческую справедливость, вновь было образовано Министерство внутренних дел РСФСР, которое после распада Советского Союза было реформировано в Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России). В апреле 1991 г. был принят Закон РСФСР «О милиции», по которому ОВД служили до 2011 г., когда милиция была реформирована в полицию. Таким образом, пережив испытания войной, правоохранительная система СССР приобрела в целом законченный вид. В послевоенный период ее функции были переориентированы на решение мирных задач и постоянно модифицировались под запросы времени. Переживая кризисные этапы, советская правоохранительная система становилась эффективнее и современнее, а советская милиция даже пережила Советский Союз, если учитывать, что полиция и новый закон о ней были созданы лишь в 2011 году. Надо сказать, что опыт развития советской правоохранительной системы не всегда подходит для решения задач в условиях рыночной экономики, но преемственность имеется.
1. Панфилец А. В. Органы и войска НКВД на Северо-Западе СССР в годы Великой Отечественной войны : монография. СПб. : Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. 216 с.
2. Министерство внутренних дел России: 1802-2002. Исторический очерк в 2-х томах. Т. II. СПб. : СПб ун-т МВД России, 2002. 528 с.
3. Советская милиция: история и современность (1917-1987). М. : Юрид. лит., 1987. 336 с.
4. Исаев И. А. История государства и права России : учебное пособие. М. : ООО «ТК Велби», 2002. 336 с.
5. Воронцов С. А. Спецслужбы России : учебник. Изд. 3-е, дополн. и перер. Ростов н/Д : Феникс, 2012. 443 с.
6. Рыбников В. В., Алексушин Г. В. История правоохранительных органов Отечества. Саратов, 2005. 296 с.
7. Организационно-правовые основы становления и развития органов дознания в России (к 300-летию образования полиции России) : монография. СПб. : Изд-во СПб ун-та МВД России, 2018. 180 с.
8. Лукиных И. Д. Профилактика уличной и бытовой преступности в СССР в 70-80-е годы: историко-правовой и сравнительно-правовой анализ // История государства и права. М. : Юрист, 2009. № 18. С. 30-32.