Organizational and legal aspects of the activities of internal afairs agencies in fraud prevention
Abstract and keywords
Abstract (English):
Misappropriation of other persons’ property or acquisition of other per-sons’ property by deception or abuse of trust is an ofence under Article 159 of the Criminal Code of the Russian Federation, defned as fraud. The increasing number of criminal frauds every year is a real threat to society and the state. Such criminal deception or abuse of trust is not only a means of earning an unfair income but also causes material damage to citizens, destroys the moral fabric of society and undermines the trust of others in society. The system of fraud prevention measures, as well as crime prevention in general, should be continuously improved, taking into account the current state of society and the current state of crime.

Keywords:
prevention, fraud, internal afairs agencies
Text
Text (PDF): Read Download

Право собственности являлось объектом государственной защиты на протяжении всей истории, начиная с зарождения первых государственных образований, и является основой любой экономики сегодня. Соответствующая защита осуществлялась как с применением гражданско-правовых средств и механизмов, так и с помощью средств уголовно-правового характера. Одним из самых распространенных преступлений против собственности в Российской Федерации является мошенничество, уступающее краже в количественных показателях, но причиняющее огромные убытки гражданам, организациям и государству в целом. По данным Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, за период с января по ноябрь 2021 года в России было зарегистрировано чуть менее 300 000 случаев мошенничества1 . Помимо прямых материальных убытков, негативными последствиями подобного преступного обмана являются тяжелый моральный вред, поломанные судьбы, семейные драмы и разрушенные семьи самих преступников. Только в 2022 году по различным составам статей 159 и 159.1–159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации было осуждено в количестве более 21 000 человек, из них почти 6 000 – осуждены к лишению свободы. Оптимальная организация деятельности по предупреждению мошенничества включает всестороннее и качественное информационное обеспечение, планирование, взаимодействие различных субъектов предупредительной деятельности как правоохранительных, так и иных органов, учреждений, организаций, контроль, финансовое, материально-техническое, кадровое и ресурсное обеспечение предупредительной деятельности [3]. В современной криминологии одной из самых актуальных остается тема предупреждения преступлений против собственности. Обеспокоенность ученых и практиков вполне понятна. Необходима теоретическая основа для любой практической деятельности. В то же время в сложившихся криминологических условиях из-за отсутствия единого подхода в вопросах предупреждения преступности принимается мало обоснованных политических решений. В свою очередь, криминологи, опираясь на эти меняющиеся приоритеты в правоохранительной и уголовной политике государства, приходят к весьма противоречивым выводам и рекомендациям, пытаясь приспособить их к постоянно меняющимся условиям в правоохранительной деятельности. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что ни одна из теорий предупреждения преступности пока не смогла решить эту проблему всеобъемлющим методом. Органы внутренних дел – это основа государственного механизма по предупреждению преступности. В соответствии со своей компетенцией, организационными и специальными возможностями органы внутренних дел способны целенаправленно воздействовать на значительную часть причин и условий совершения преступлений, что определяется их предназначением и возможностями [1]. Борьба с преступностью – это прямая и непосредственная обязанность органов внутренних дел. В учебном пособии по «Предупреждению преступлений и административных правонарушений органов внутренних дел» под редакцией А. Н. Подчерняева, подготовленном коллективом авторов Орловского юридического института МВД России, органы внутренних дел в пределах своей компетенции обеспечивают подготовку и проведение комплексных, целевых оперативно-розыскных мероприятий по их профилактике, участвуют в разработке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, организациями, общественными объединениями нормативных правовых актов и программно-целевых мероприятий, направленных на их предупреждение [4]. Обязанностью полиции в соответствии с положениями Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 года (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2022 года № 638-ФЗ) является защита собственности, для чего соответствующие службы ОВД предпринимают следующие действия: 1) осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и обеспечения собственной безопасности; 2) ведут розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; 3) поиск похищенного или незаконным образом присвоенного имущества; 4) устанавливание имущества, подлежащего конфискации. В полиции предупреждением мошенничества занимаются подразделения уголовного розыска, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, а также подразделения участковых уполномоченных полиции. В работе по предупреждению мошенничества полиция обладает правами составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; производить в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, следственные и иные процессуальные действия; проводить оперативно-розыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации; выдавать руководителям и должностным лицам организаций, объекты которых охраняются полицией в соответствии с законодательством, руководителям и должностным лицам иных организаций предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в сфере обеспечения сохранности государственной и муниципальной собственности и др. В то же время отсутствие необходимой соответствующей нормативной базы по осуществлению совместной деятельности может приводить к так называемой межструктурной «борьбе» [2]. Как указывает в своей работе А. А. Нуждин, необходимо разработать и принять общий нормативный акт, направленный на выявление общих проблем в организации и формах взаимодействия между должностными лицами различных подразделений органов внутренних дел и системой исполнения уголовных наказаний в области раскрытия информации; предупреждения и расследования дел о мошенничестве. Описанные выше меры способны привести к более эффективному противодействию мошенничествам. Независимо от того, кто установил факт преступления и как продвигается расследование, важно установление тесного сотрудничества между подразделениями, ведомствами и учреждениями по вопросам предупреждения подобных преступлений. Как известно, предупреждение мошенничества должно включать комплексное применение мер воздействия на потенциальных и реальных преступников сотрудниками правоохранительных органов наравне с социально-экономическими, техническими, правовыми, образовательными, организационными, управленческими и иными мерами. Следовательно, органы внутренних дел выполняют существенный и специфический блок мер по предупреждению мошенничества, эффективность которого будет реальна при активной работе в этом направлении общественных и государственных органов на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, органов правосудия и социальной защиты населения, а также средств массовой информации. Нельзя не отметить прогресс в работе государства по налаживанию взаимодействия между субъектами предупредительной деятельности, а также по использованию средств массовой информации в направлении виктимологической профилактики мошенничества, но ряд вопросов остается нерешенным либо применяемые меры являются неэффективными или не достигают адресатов. 

References

1. Ermakova L. A. On some directions of improving the prevention of fraud that encroach on the property of citizens by internal afairs bodies // Yurist-Pravoved. 2006. No. 3 (18). P. 33-36. (In Russ.)

2. Nuzhdin A. A. Organizational and forensic aspects of preventing «mobile» fraud committed in places of detention // Bulletin of the Kuzbass Institute. 2022. No. 2 (51). P. 147-157. (In Russ.)

3. Prevention of crimes and administrative ofenses by internal afairs bodies: study guide. Ufa : Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Afairs of Russia, 2021. 48 p. (In Russ.)

4. Prevention of crimes and administrative ofenses by internal afairs bodies : textbook. Orel : V. V. Lukyanov OryuI of the Ministry of Internal Afairs of Russia, 2021. 37 p. (In Russ.)

Login or Create
* Forgot password?