г Ростов-на-Дону, Россия
УДК 811 Языки естественные и искусственные
Актуальность представленной проблемы на начальном этапе изучения русского языка как иностранного (далее – РКИ) заключается в развитии грамматических навыков у обучающихся в построении вопросительных предложений и высокой результативности процесса обучения. Авторы приходят к выводу о том, что необходимо тщательным образом проводить отбор грамматического материала РКИ на начальном этапе обучения для эффективного формирования простых вопросительных и утвердительных структур. В процессе исследования были проанализированы методы, предложенные в учебнике, научные труды и работы преподавателей РКИ. Авторы определили роль вопросительных грамматических структур русского языка в процессе обучения РКИ. В статье представлены основные этапы работы, направленной на создание вопросительных форм на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному, а также приведены примеры заданий, используемых в процессе обучения.
русский язык как иностранный, грамматика, вопросительные конструкции, языковое обучение, грамматические особенности, грамматические навыки, коммуникативный подход
1. Бодаг Л. Г., Захраи С. Х., Джоландан Н. Ш. Содержание обучения грамматике РКИ: принципы его отбора и организации // МНКО. 2021. № 6 (91). С. 165–167.
2. Клименко С. В. О роли грамматики в преподавании русского языка как иностранного // Наука, образование и культура. 2018. № 9 (33). С. 40–42.
3. Злобина С. А. Реализация принципов преемственности и перспективности в учебных пособиях по грамматике РКИ при обучении иностранных учащихся падежной системе русского языка // Молодой ученый. 2010. № 11 (22). Т. 2. С. 124–127.
4. Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка как иностранного в современной образовательной парадигме: коллективная монография / Е. Л. Бархударова, Д. Б. Гудков, Л. П. Клобукова, Л. В. Красильникова, И. В. Одинцова, Ф. И. Панков. Москва: МАКС Пресс, 2018. 168 с.
5. Гун Фэй, Чжао Хуа. Обучение русскому языку китайской аудитории с использованием вопросительных предложений: коммуникативные аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 11. С. 207–219.
6. Ли Ц., Трифонова Г. М. Вопросительные предложения в русском и китайском языках // Диалог культур – диалог о мире и во имя мира. 2014. № 2. С. 102.
7. Крапивник Л. Ф., Лю А. Русские вопросительные предложения в китайской аудитории (к проблеме изучения и перевода) // Проблемы высшего образования: материалы международной научно-практической конференции. Хабаровск, 2015. С 263–266.
8. Замальдинова Ю. А. Интонационные конструкции вопросительных предложений в аспекте РКИ // Устойчивое развитие науки и образования. 2021. № 3 (54). С. 68– 70.
9. Мартынова О. Н. Русский язык как иностранный. Элементарный уровень. Самара: Издательство Самарского университета, 2020. 76 с.
10. Ли М. Типовые ошибки китайских студентов, изучающих русский язык, и пути их коррекции: вопросительные предложения // Педагогическое образование в России. 2010. № 4. С. 98–105.
11. Маркина П. В., Филиппов С. В. Использование страноведческой информации при развитии проекта коммуникативной компетенции на занятиях по русскому языку как иностранному в иноязычной среде обучения // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 51–53.
12. Абрамова М. В. Формирование речевой культуры иностранных студентов в типичных ситуациях общения на региональном материале: сборник трудов конференции // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2018: материалы Всероссийской научно-практической конференции Чебоксары: ИД «Среда», 2018. С. 312–313.
13. Резникова А. В., Внуковская А. В. К вопросу о роли интерактивных инновационных образовательных технологий при обучении русскому языку как иностранному в неязыковом вузе: сборник трудов конференции // Опыт создания и реализации технологических инноваций в образовании: материалы Международной научно-практической конференции / редкол.: Л. А. Абрамова и др. Чебоксары: ИД «Среда», 2017. С. 237–240.
14. Федорович Е. В., Полякова О. А. К вопросу о развитии языковой компетенции в условиях дистанционного обучения // Актуальные проблемы лингвистики и формирования языковой компетенции юристов в современных условиях: сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. редакторы В. В. Посиделова, Н. Г. Келеберда. Ростов-на-Дону, 2022. С. 291–293.
15. Lobatyuk V., Nam T. Everyday problems of international students in the russian language environment // Technology and Language. 2022. № 3 (3). P. 38–57.
16. Kim Hyunwoo, Yangon Rah. Constructional processing in a second language: the role of constructional knowledge in verb-construction integration. 2019. Language Learning 69: 1022–56.
17. Klimenko S. V. On the role of grammar in teaching Russian as a foreign language // Science, education and culture. 2018. No. 9 (33). P. 40–42. (In Russ.)
18. Actual problems of the theory and practice of teaching Russian as a foreign language in the modern educational paradigm: collective monograph / E. L. Barkhudarova, D. B. Gudkov, L. P. Klobukova, L. V. Krasilnikova, I. V. Odintsova, F. I. Pankov. Moscow: MAKS Press, 2018. 168 p. (In Russ.)
19. Li Ts., Trifonova G. M. Interrogative sentences in the Russian and Chinese languages // Dialogue of cultures – dialogue about peace and for the sake of peace. 2014. No. 2. P. 102. (In Russ.)
20. Martynova O. N. Russian as a foreign language. Elementary level. Samara: Publishing House of Samara University, 2020. 76 p. (In Russ.)
21. Li M. Typical mistakes of Chinese students learning Russian and ways to correct them: interrogative sentences // Pedagogical education in Russia. 2010. No. 4. P. 98–105. (In Russ.)
22. Markina P. V., Filippov S. V. Using regional geography information in developing a communicative competence project in Russian as a foreign language classes in a foreign language learning environment // The World of Science, Culture, Education. 2020. No. 4 (83). P. 51–53. (In Russ.)
23. Abramova M. V. Formation of speech culture of foreign students in typical communication situations using regional material: conference proceedings // Education Development Trends: Teacher, Educational Organization, Society – 2018: proceedings of the All-Russian scientific and practical conference. Cheboksary: Sreda Publishing House, 2018. P. 312–313. (In Russ.)
24. Fedorovich E. V., Polyakova O. A. On the development of language competence in the context of distance learning // Actual problems of linguistics and the formation of language competence of lawyers in modern conditions: collection of materials of the international scientific and practical conference; editors V. V. Posidelova, N. G. Keleberda. Rostov-on-Don, 2022. P. 291–293. (In Russ.)